Кроме самых известных музеев — кремлёвских и Третьяковки в Лаврушинском, — в Москве есть не менее интересные Третьяковка на Крымском валу с прекрасным собранием русского искусства XX века и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков с изумительным собранием импрессионистов, и максимально интерактивный Еврейский музей.
Подборка от редакции 2ГИС.
Весной 2024 года музей открылся после долгого ремонта — выставками Эрика Булатова, шедевров модной и спортивной фотографии (всё это продлится до середины июля). МАММ — это огромное и многоуровневое, светлое и спокойное пространство, в котором одновременно умещается несколько разных по духу и технике временных экспозиций.
Музей основан в 1996 году искусствоведом Ольгой Свибловой. Изначально — как Московский дом фотографии. Позже круг интересов расширился, так что теперь это место для тех, кто интересуется искусством современности в широком смысле слова, включая и фотографию. Здесь выставляли Нан Голдин, Анри Картье-Брессона, Энни Лейбовиц, Хельмута Ньютона и других великих фотографов; неоновые инсталляции Джозефа Кошута, личную коллекцию искусства Дэмиена Хёрста и так далее. При МАММ проходит московская Фотобиеннале. Регулярно проводятся творческие встречи и мастерские — для детей, подростков и взрослых.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке — это почти тысяча лет русского искусства, начиная с древнерусской иконописи и заканчивая началом XX века. Явление Христа народу, боярыня Морозова, Алёнушка, три богатыря, девочка с персиками и шишкинские мишки — все старые знакомые здесь.
Очереди в Третьяковку — обычное дело, особенно во время школьных каникул. Поэтому лучше купить электронный билет заранее. А планируя свой день учтите, что — для первого знакомства — вам захочется провести с одной из крупнейших в мире коллекций русского искусства не менее нескольких часов.
Новая Третьяковка на Крымском валу целиком посвящена XX веку и началу XXI-го — авангарду, соцреализму, нонконформизму. Именно здесь выставляются знаменитый «Черный квадрат» Малевича, «Над городом» Шагала, «Купание красного коня» Петрова-Водкина.
Очередей на вход здесь гораздо меньше, чем в «старой» Третьяковке, хотя в случае особенно популярных временных выставок они тоже бывают суровыми.
Одна из старейших электростанций Москвы проработала целый век — с 1907 года. А в 2021 году стала ультрасовременным ДК: со стеклянной крышей и огромными светлыми пространствами внутри, выставками современного искусства, детскими и взрослыми мастерскими, лекториями, библиотекой, подземной «Насосной» для рейвов.
ГЭС-2— проект частного некоммерческого фонда V-A-C. Для реконструкции здания наняли итальянского архитектора Ренцо Пьяно, автора Центра Помпиду в Париже. Пьяно преобразил не только здание, но и пространство вокруг него. Например, чтобы «изменить горизонт», как выразился мэтр, возле ГЭС-2 высадили 620 25-летних одинаковых берёз. А высокие трубы ГЭС, когда-то выбрасывавшие дым, теперь подают в здание чистый воздух — и символически выкрашены в ярко-синий.
Кремль — одновременно памятник истории и режимный объект. Поэтому одни туристы считают его обязательным к посещению, другие — слишком утомительным испытанием.
Программа-минимум — билет на Соборную площадь, смысловой и исторический центр кремлёвского холма, который позволяет заодно заглянуть в главные соборы и осмотреть никогда не стрелявшую Царь-пушку и никогда не звонивший Царь-колокол.
Те, у кого сил больше, могут купить отдельный билет в Оружейную палату на сайте музеев Кремля и увидеть шапку Мономаха, троны и царские платья. А если хочется взять от Кремля всё, придётся отстоять очередь за билетами в Алмазный фонд и под строгим присмотром экскурсовода полюбоваться на императорские короны и гигантские алмазы.
Музей, в который обязательно ведут школьников на осмотр национального достояния: шапка Мономаха, серебряный потир Юрия Долгорукого, трон Ивана Грозного и ботфорты Петра I. Тронов вообще целая коллекция, как и царских карет, и коронационных платьев. И оружие, конечно. А также отдельная витрина творений Фаберже.
Обратите внимание: выставка Алмазного фонда, хоть и находится физически в здании Оружейной палаты, к ней не относится и требует отдельного билета. Если у вас нет льгот и попасть вы хотите только в Оружейную палату, билеты можно заранее купить на сайте, избежав очередей в кассу. Вход через Боровицкую башню, здесь тоже бывает очередь.
Рекордная концентрация драгоценностей на единицу площади. Карта России из алмазов, Большая и Малая императорские короны, держава и скипетр, ордена, всемирно известные драгоценные камни и множество шедевров ювелирного искусства прошлого.
Выставка, хоть и расположенная в здании Оружейной палаты, не относится к музеям Московского кремля и находится в ведении ГОХРАНа. Поэтому сюда нужен отдельный билет, который к тому же нельзя купить онлайн. Билеты продаются в кассах №4 и 5 в Александровском саду по удостоверению личности. Будьте готовы к очереди и в кассу, и на входе в Кремль (через Кутафью башню).
Гигантский музей истории России на Красной площади. Здание для него построили в виде древнерусского терема из красного кирпича и открыли в 1883 году. Первые коллекции музея собирала вся страна: члены императорской фамилии, дворяне и купцы, церкви и монастыри. В советскую эпоху его фонды пополнились за счёт национализированных частных коллекций и ценностей закрытых храмов. В итоге количество экспонатов исчисляется миллионами, и здесь есть буквально все приметы истории России и заодно мира: от берестяных грамот до первой печатной книги Ивана Фёдорова, от двухметрового глобуса XVII века до сабли Наполеона и веера Натальи Гончаровой.
Главное в Москве собрание зарубежного искусства. В основном здании на Волхонке — большая коллекция искусства Древнего Египета, европейская живопись с VIII по XX век (Рембрандт, малые голландцы, итальянский Ренессанс), найденное Генрихом Шлиманом «золото Трои», Итальянский и Греческий дворики со слепками. Слепков вообще множество, в том числе в зале № 15 есть «Давид» Микеланджело (оригинал находится во Флоренции). Профессор Московского университета Иван Цветаев, отец поэтессы, изначально создавал музей как хранилище копий шедевров античной и ренессансной скульптуры для просвещения студентов.
На сайте музея работает продажа билетов, по которым можно пройти внутрь мимо основной очереди.
Музей создан Зурабом Церетели — его личная коллекция стала основой собрания. Занимает несколько разбросанных по центру зданий, во дворе главного из них, особняка на Петровке, выставлены скульптуры работы самого Церетели.
Большая часть коллекции — отечественные авторы: Кандинский, Шагал, Татлин, Пиросмани. Есть, впрочем, графика Пабло Пикассо, Фернана Леже, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, скульптуры Сальвадора Дали, Армана и Арнальдо Помодоро, живопись Анри Руссо и Франсуазы Жило, инсталляции Юкинори Янага. В разделе актуального искусства — Пригов, Кошляков, Дубосарский и Виноградов, Кулик и другие.
Созданный в 1930-е годы музей архитектуры после возвращения Донского монастыря РПЦ лишился главного выставочного пространства. Поэтому большая часть коллекции фото, чертежей и макетов пока недоступна публике. Но и сейчас в музее есть, что посмотреть.
Главный экспонат — само здание музея: построенная в конце XVIII века то ли Матвеем Казаковым, то ли его учеником усадьба Талызиных. В анфиладе дома Талызиных и во флигеле проходят временные выставки.
Флигель, кстати, тоже достопримечательность: при реставрации в нем оставили открытыми своды XVIII века, стропила, слои краски и штукатурки, — три века истории русской архитектуры наглядно. Во дворе выставлены скульптуры и барельефы — в том числе и снятые с Храма Христа Спасителя перед его разрушением.
Ну а самый интересный экспонат постоянной экспозиции музея — созданный в конце XVIII века зодчим Василием Баженовым макет Большого Кремлёвского дворца: нереализованный грандиозный проект.
Небольшой и относительно новый подземный музей в самом центре Москвы, расположенный на глубине 7 метров. В 1990-х здесь проводились археологические раскопки, и то, что нашли, здесь же и выставили. Основа экспозиции — устои Воскресенского моста, который в ХVII—ХVIII веках соединял берега реки Неглинной, теперь заключённой в трубы. Через интерактивные бинокуляры можно увидеть, как выглядели окрестности моста в разные эпохи.
В числе экспонатов также осколки изразцов, монеты, столовая утварь. Тем, кто не слишком близок к археологии, может стать скучновато, но местным экскурсоводам удаётся увлечь даже школьников.
Настоящий бункер на глубине 65 метров под станцией «Таганская», засекреченный военный объект времён СССР. Построенный в 1950-х, бункер должен был принять высшее командование во главе со Сталиным. Короче, бункер настоящий, а вот вся обстановка внутри — современная реконструкция.
Попасть сюда можно только с экскурсией, цена которой включена в стоимость билета. Нужно также быть готовым к длительному спуску вниз и ещё более утомительному подъёму пешком — лифт здесь имеется, но почему-то не для туристов. Приходить на экскурсию стоит не раньше, чем за 10 минут — если прийти с запасом, внутрь всё равно не пустят.
Музей в здании Бахметьевского гаража — шедевре русского авангарда — пожалуй, самый передовой и технологичный музей Москвы. Даже если тематика музея вам не близка, интересно познакомиться с самим подходом к музейному делу — максимально современным и нацеленным на взаимодействие с посетителем.
О культуре и быте еврейского народа в России рассказывают 12 тематических павильонов, оснащённых панорамными кинотеатрами, интерактивными экранами и прочим: в одном можно слушать воспоминания участников Великой Отечественной войны, в другом — рассказы диссидентов на советской кухне. Экспонаты можно (и нужно!) трогать — тогда они начинают двигаться.
Расположенный на юго-западе Москвы в Ясенево Палеонтологический — один из любимейших детских музеев города. Кому ж не интересно посмотреть на настоящий скелет мамонта или прогуляться по залу с динозаврами. Шесть залов музея посвящены развитию органической жизни на земле: от докембрия до кайнозоя. Один из залов посвящён геологической истории Подмосковья — вплоть до времён, когда на его месте ещё плескалось море.
Музей довольно олдскульный — и в этом есть своя прелесть. Прогулки вокруг заслуживает само здание — необруталитский проект известного архитектора Юрия Платонова, стилизация под средневековую крепость с башнями. Музей строили двадцать лет — с 1970-х до начала 1990-х. А его создатели — от архитекторов до художников и скульпторов, украсивших интерьеры впечатляющими панно,— получили Государственную премию.
История всего живого на земле занимает два корпуса и несколько этажей. Чучела и макеты животных, интерактив, конкурсы — детям здесь обычно нравится. На площадке между корпусами — мини-палеопарк с динозаврами, ящерами и мамонтом в натуральную величину.
Каждое третье воскресенье вход в музей бесплатный, очереди в эти дни соответствующие.
Кстати, о московских достопримечательностях, музеях парках и парках, куда удобно и интересно ходить всей семьёй, рассказано в отдельной подборке — «Куда сходить с детьми».
Внимание: сейчас сам музей закрыт! Но воркшопы и экскурсии всё ещё проводятся и работают книжный магазин и первая в России публичная библиотека, целиком посвящённая книгам по современному искусству.
Музей современного искусства в парке Горького, основанный Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, расположился в здании ресторана «Времена года», реконструированном бюро Рема Колхаса. Среди того, что здесь было — ретроспективы Марины Абрамович и Марка Ротко, выставка Такаси Мураками.