На северо-востоке Таганского района — минутах в двадцати ходьбы от Таганской площади — самобытный и не особо известный туристам район: на улицах Николоямской, Сергия Радонежского и пешеходной Школьной сохранилось немало старинной застройки. Душа этого места — населённый котиками Спасо-Андроников монастырь с потрясающим музеем древнерусского искусства.
Подборка от редакции 2ГИС.
Возможно, самая странная станция московского метро. Название напоминает, что поучаствовали итальянские архитекторы. Это единственная в Москве станция метро с фонтаном (часто отключённым из-за проблем с влажностью). Но самое запоминающееся — состаренные жутковатые керамики скульптора-нонконформиста Леонида Берлина. Глазурованная цветная обожжённая глина — характерна для итальянского Возрождения, но не московского метро. Среди изваяний — усталая Мадонна, волчица, кормящая мифических основателей Рима Ромула и Рема, ползающие по руинам младенцы. За пассажиропотоком наблюдает маска «Уста истины» — римский средневековый детектор лжи, откусывающий руки нечестным. Пассажиропоток же оценивает скульптуры по-разному: некоторые арт-критики, например, увидели в них смелое и насмехающееся над имперскими амбициями искусство. ем не менее, в 1997 году «Римская» принесла Берлину Премию Москвы в области литературы и искусства от мэра Лужкова.
От площади Рогожская застава, на которой и находится метро «Римская» до Андроньевской площади идём по улице Сергия Радонежского. Эта улица выглядит поразительным стыком реальностей, — словно сбой в матрице или сон из фильма «Начало». Нечётная сторона улицы сохраняет малоэтажную застройку XIX века, чётная — застроена в 1980-е стеной многоэтажных панелек (тогда же улицу расширили, превратив в многополосную магистраль).
Кстати, за этими панельками тоже интересная улица Школьная — но о ней позже. Сергия Радонежского и Школьная (бывшие Воронья и Тележная) исторически были главными улицами сложившейся в этом месте в XVII веке Рогожской слободы. Этот район долго сохранял патриархальный уклад и считался старообрядческим.
Светлое и спокойное место на высоком берегу Яузы. Среди белокаменных стен приятно посидеть на скамейке в компании многочисленных местных котиков.
Самое заметное здание монастыря — церковь Михаила Архангела, построенная на рубеже XVII–XVIII веков, примыкающая к трапезной палате начала XVI века. Монастырь — не действующий; в церкви и трапезной обитает Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Нынешний вид монастыря — работа советских реставраторов в середине XX века. Именно тогда они вернули изначальный облик (насколько возможно было его установить) Спасскому собору Андроникова монастыря, одному из древнейших зданий Москвы.
В 1428 году этот — тогда ещё новенький — собор расписал инок Андрей Рублёв, вскоре умерший и похороненный где-то здесь же, в монастыре. Впрочем, от фресок Рублёва в Спасском соборе до нас дошли только фрагменты орнамента на откосах окон. Одно из древнейших зданий Москвы, храм к ХХ веку пожарами и перестройками был изменён настолько, что уже и не напоминал церковь начала XV века. В середине ХХ века реставраторы «откатили» облик здания к предполагаемому изначальному. Храм действующий.
Деревянная церковь на этом месте стояла ещё в XVII веке. Нынешний же вид храма, как водится, — продукт разных эпох. Основное здание в стиле ампир построено в 1818 году — на месте уничтоженного пожаром 1812 года — трапезная сохранилась с 1796 года. В 1860-е пристроили колокольню.
К началу ХХ века это был один из самых роскошных по убранству московских храмов. Это связывают с тем, что в прихожанах было много богатых купцов, — а также с попыткой искусить проживавших в Рогожской слободе старообрядцев.
Когда к власти пришли большевики, из храма вывезли 5 пудов (около 85 кг) серебряной утвари и прочих ценностей, иконы и книги сожгли во дворе, — в самом храме же устроили склад и мастерские: старожилы обычно вспоминают, что на крыше полуразрушенного здания выросли деревья. В 1980-е храм отреставрировали, а в 1991 — вернули верующим. Внутри можно увидеть отреставрированные росписи: самые ранние — 1870-х годов, самые поздние — начала ХХ века.
Этот дом, который ещё недавно был обшарпанным и заурядным, в достопримечательность превратили активные жильцы. Они не только добились для дома капремонта, но и раскопали в Госархиве его историю и название — «Красный курянин». Так назывался построивший дом в 1926 году кооператив работников Курского направления Московской железной дороги. В 1952 году дом надстроили двумя этажами. Эта история стала вдохновением для нового облика дома: старую часть покрасили в тёмно-серый, новую — в светло-серый.
У «Красного курянина» есть секрет — что-то вроде домика Карлсона на крыше. Это — пункт противовоздушной обороны. Такие массово сооружали во время и сразу после Великой Отечественной — для дежурных, которые должны тушить попавшие на крышу зажигательные бомбы; также в домике был телефон и клетка для почтовых голубей. Большинство таких сооружений до наших дней не дошло, но жильцы «Красного курянина» настояли на реконструкции своего и подумывают устроить в нём музей.
С другой стороны той самой стены панелек, которые придают улице Сергия Радонежского столь сюрреалистичный вид, — улица Школьная (бывшая Тележная). Это пешеходная улица с отреставрированными малоэтажными домиками XVIII–XIX веков, фонарями под ретро и даже кое-где подлинной старой брусчаткой. Обратите внимание на широкие ворота и каменные отбойные тумбы — напоминание, что Рогожская слобода была пристанищем ямщиков. Тогда это была шумная, пьяная, торговая, ярмарочная улица.
При реконструкции — в конце XX века — её планировали превратить в сплошной исторический аттракцион со стилизациями под старинные лавки и трактиры. Но эти планы постепенно ушли в небытие: улица оказалась слишком далеко от традиционных туристических троп и арбатом не стала. Теперь это пример спокойной и ненавязчивой реконструкции старинной Москвы.
Панельные высотки нависают над Школьной, создавая для неё сюрреалистичный опять же фон: как будто старинные особняки стоят на фоне панельного неба.
Эту прогулку при желании можно продолжить — и тут есть два варианта. В получасе ходьбы от Школьной на север находится ещё одно интересное место — бывший виноводочный завод «Кристалл». А в получасе ходьбы от Школьной на восток — старообрядческая Рогожская слобода.
Завод «Кристалл» построен в начале ХХ века, когда красотой промышленной архитектуры заморачивались всерьёз. В 1950-е годы именно здесь начали делать водку «Столичная». В наши дни производство водки «Путинка» и прочих напитков «Кристалла» перенесли в Подмосковье. А старинный завод заполняет новая жизнь: шоурумы и офисы, блошиный рынок (по субботам и воскресеньям) и частный музей «Автомобили мира». Ещё один повод посетить «Кристалл» — уместившие в себя чуть ли не всю историю Москвы умопомрачительные китчевые мозаики 1980—1990-х годов.
На восток — сплошные промзоны, но и среди них — примерно в получасе ходьбы от улицы Школьной, уже за Третьим транспортным кольцом, — сохранился ещё один островок старины: историко-архитектурный ансамбль Рогожской слободы. Это несколько примечательных старообрядческих храмов и старинное Рогожское кладбище с впечатляющими надгробиями купцов-старообрядцев: фабрикантов и банкиров Рябушинских, фарфоровых магнатов Кузнецовых, владельцы фабрик, банков и типографий Рябушинские, меценатов Морозовых.
В Рогожской слободе бывает этнографически примечательная старообрядческая ярмарка. А в остальное время рекомендуем выпечку из местной трапезной.
Имейте в виду, что в старообрядческих храмах — особо строгие требования к скромности одежды и поведению — и вообще не очень рады посторонним.