Волгоград (бывший Царицын и Сталинград) однажды оказался в эпицентре мировой истории: Сталинградская битва стала одним из самых страшных сражений в истории (более 2 миллионов участников) и переломным моментом во Второй мировой. Большинство достопримечательностей в городе и вокруг связаны именно с войной.
Волгоград — город-миллионник, но какой-то не слишком уверенный: дважды терял статус и возвращал, присоединяя пригороды. А ещё это самый длинный город на карте России.
В этом путеводителе — самое интересное, что можно посмотреть в центре за день: набережная и главная улица современного Волгограда, памятники и руины Сталинграда, архитектура старинного Царицына.
Мамаев курган — место ожесточённых боёв; братская могила 34 505 защитников Сталинграда. Над могилой и над Залом воинской славы, где горит Вечный огонь и стоит почётный караул, возвышается 85-метровая фигура Родины-матери. 200 ступеней от подножия кургана символизируют 200 дней, которые продолжалась Сталинградская битва.
«Родина-мать зовет!» — скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина — на момент постройки (1959–1967) была самой высокой статуей в мире. Сейчас она в списке самых высоких (первые 8 — божества и Будды в Азии). Высота статуи с мечом — 85 метров, вес — 8 000 тонн. Железобетонная и полая внутри, скульптура просто стоит на постаменте, как шахматная фигура на доске.
Среди источников вдохновения — барельеф «Марсельеза» Триумфальной арки и Ника Самофракийская.
Считается, что «Родина-мать» и магнитогорский «Тыл — фронту» образуют триптих с «Воином-освободителем» в берлинском Трептов-парке: женщина в Волгограде подняла меч — мужчина в Берлине опустил, окончив войну.
От главной площади города (площади Павших борцов) до Мамаева кургана и Родины-матери можно прогуляться (выйдет около часа), а можно добраться с помощью метротрама. Метротрам — это гибрид метро и трамвая. Дело в том, что волгоградский трамвай находится на полпути к превращению в метро. Часть путей — подземная, часть — наземная (обычная практика для многих городов мира, но для России — непривычная). По подземным туннелям ходит трамвай. С кондуктором. Когда-нибудь метротрам станет обычным метро. А пока — спешите видеть и прокатиться.
Музей возник в 1960 году с нуля: сталинградская галерея погибла в войну. С экспонатами помогли Третьяковка, Эрмитаж и другие. Главная гордость — коллекция работ Ильи Машкова (ученик Серова и Васнецова, один из основателей авангардного объединения «Бубновый валет», уроженец этих мест — родился в станице Михайловская под Урюпинском). С 2010 года музей носит имя художника. А в 2016 году Машков стал персонажем абсурдной истории: посетительница написала на музей донос, приняв художника на портрете в фойе за Гитлера.
Музей проводит лекции для взрослых и детей и экскурсии по городу — следите за афишей. Постоянная экспозиция находится на проспекте Ленина, выставочный зал — на маршала Чуйкова.
Футболки и блокноты с работами Машкова и других художников можно купить в неплохой сувенирной лавке при музее. Там же продаются шапочки и митенки из урюпинского козьего пуха — более мягкого и пушистого, чем знаменитый оренбургский.
Буквально во дворе этой огромной сталинки на Мира скрывается целая улочка дореволюционных краснокирпичных особняков — улица Волгодонская (бывшая Анастасийская). Это вообще особенность Волгограда: чудом пережившие Сталинградскую битву кусочки старых улиц с купеческими особняками, замурованы внутри новых кварталов, построенных после войны. Обычно такие дома стоят под непрямыми углами к современной сетке улиц.
Ну а в самой сталинке работает неплохой паб «Галерея».
Единственное дореволюционное здание на улице Мира, которое пережило войну. В 1915 году местный купец Репников построил для сограждан роскошный Дом науки и искусства: с залом на 1100 человек, библиотекой, краеведческим музеем. Наука и искусство не продержались и года: в доме разместился лазарет для солдат Первой мировой, потом революционный Совет рабочих и прочих депутатов. Ну а в 1922 году здание стало театром — таковым и является с тех пор, с перерывом на войну и реконструкцию, со сменой названий — сейчас это Новый экспериментальный театр (НЭТ).
Колоннаду и вообще классицистские формы здание обрело уже при послевоенном восстановлении.
В подвале здания Центрального универмага постройки конца 1930-х годов во время Сталинградской битвы был штаб командующего 6-й армией Фридриха Паулюса. Здесь Паулюс и сдался в плен Красной армии. Каждый год эту сцену разыгрывают в посвящённом тем событиям музее в подвале. Само здание Центрального универмага находится в упадке и на задворках: новая застройка отрезала его от площади Павших борцов.
В 2023 году в здание планирует переехать местный Художественный музей.
23 августа 1942 года немецкая авиация начала бомбёжку, которая разрушила и выжгла большую часть города и убила более 90 тысяч человек. Символом ужаса и абсурда войны стали фото случайно уцелевших скульптур фонтана: дети водят хоровод вокруг крокодила среди руин.
В 1950-е исторический фонтан снесли. А в 2010-е появились сразу две реплики. Одна — у вокзала, в историческом месте, но изменённого дизайна (например, дети стали старше), другая — у мельницы Гергардта, — более-менее точная копия того самого фонтана. Новый фонтан сделан из композитного пластика и вскоре после открытия потребовал ремонта. А вот оригинал был бетонным. И — типовым для того времени: такие были во многих городах.
Сюжет взят из «Бармалея» Чуковского: это тот самый момент, когда дети благодарят крокодила за то, что он спас их от разбойника Бармалея, проглотив его.
За этой скульптурой стоит похожая на городскую легенду, — но реальная — история. Виктор Лосев (1926–1995) числился чудаком, жил с мамой, не имел ни мастерской, ни билета Союза художников, писал на улицах в стиле близком к импрессионистам, работы хранил в подвале магазина, — в 1969 году сотни холстов сожгли как хлам. После этого Лосев перешёл на картонки размером с открытку, — их он сразу дарил горожанам или выменивал на еду и одежду.
Уже в наши дни Лосеву поставили этот памятник; посвящают исследовательские работы; оцифровывают его архивы — разбросанные по коллекциям сотен местных семей. Ежегодно проходит фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?» — на его сайте можно посмотреть работы художника.
С помощью Лосева искусствоведы и художники пытаются найти новые смыслы для Волгограда, чтобы он перестал восприниматься местными и туристами как «город одного циклически переживаемого события» — Сталинградской битвы.
Достопримечательность для книголюба: невероятном образом сохранившийся советский «Букинист». Старыми книгами в этих стенах (кстати, стенах старинного купеческого дома) торгуют с 1961 года. Чревато непредсказуемыми находками, дёшево, атмосферно. Вот и в отзывах на магазин одни пользователи жалуются на советское хамство, другие видят череду трогательных сцен («как два мужчины спорили, какой фантаст лучше: Иван Ефремов или Сергей Лукьяненко, как молодая пара читала вслух стихи Маяковского, как завязываются между людьми долгие, душевные беседы»).
Сюда можно заглянуть, если соберётесь дойти до Казанского собора. А полистать покупки или просто отдохнуть можно в маленьком, но уютном сквере Саши Филиппова, который находится за магазином.