В 1586 году у слияния Волги и Самары построили небольшую деревянную крепость, чтобы обеспечить безопасность водного торгового пути от Казани до Астрахани. В XIX веке австрийский дворянин Альфред фон Вакано построил здесь Жигулёвский пивоваренный завод — так родился главный местный бренд. Уже став после революции жителями Куйбышева, самарцы собрали для Гагарина ракету «Восток». Самый успешный космический корабль в мире, ракету «Союз», по-прежнему делают здесь. А ещё в Самаре — самая большая городская площадь и одна из самых длинных набережных в Европе.
Исторический центр города герметично зажат между двумя реками, Самарой и Волгой. Это делает осмотр достопримечательностей комфортным — большинство из них выстроилось в линию длиной всего около 5 км. Удобства добавляют спокойный рельеф, 10 станций метрополитена и одна из лучших трамвайных сетей в России. В этой подборке — главное, что нужно увидеть в центре.
Постаментом для ракеты «Союз» служит маленький, но современный музей космоса. Внутри — всего несколько десятков экспонатов, в том числе настоящие скафандры, настоящий двигатель для полетов на Луну, настоящая космическая еда, настоящие космические спутники и так далее.
Самарский музей педантично показывает не только то, как люди покоряют космос, но и зачем они это делают: одна из интерактивных экспозиций, например, посвящена тому, как с помощью спутников работает интернет. Обратите внимание, что по выходным музей открывается всего на несколько часов.
Этот образец пламенеющей готики с тонкими шпилями не пропустишь. Местной католической общине, в основном состоявшей из поляков, долго не удавалось выбить разрешение на постройку и собрать нужную сумму — фантастические по тем временам для провинции 80 тысяч рублей. В итоге 47-метровый неоготический костёл возвёл в 1906 году Александр Щербачёв — крупнейший дореволюционный архитектор Самары. В советское время утрачены оживлявшие скромный интерьер цветным светом витражи. Зато в 2000 году появилась фреска — копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста». Работа Дали вдохновлена рисунком святого Иоанна Креста, богослова XVI века. Мы видим распятого Христа непривычно сверху — как бы глазами Бога-Отца.
За грандиозным костелом стоит его скромный предшественник — деревянный молельный дом, изначально выстроенный в духе плотницкой (деревянной) готики, освящённый в 1888 году, а позже лишившийся готического декора.
Уникальный музей, который обитает в одном из самых красивых дореволюционных зданий Самары: особняк богатой купчихи Курлиной стал первым в городе сооружением в стиле модерн. У современников его дерзкие изгибы в форме бабочки вызвали настолько сложные чувства, что их грубоватое описание попало в роман «Хождение по мукам» Алексея Толстого: «Толпа сворачивала с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного, выложенного зелеными изразцами особняка Курлиной».
Сам музей — это несколько великолепных залов в том же стиле модерн (чего стоит один только безумный оранжевый потолок в гостиной). В залах собраны уникальные предметы быта, включая творения французской художественной «Школы Нанси». Кроме того, музей постоянно привозит в Самару интересные выставки (стоит ознакомиться с афишей на его сайте).
Конструктивистская фабрика-кухня построена в 1932 году для питания рабочих завода имени Масленникова. В плане здание — серп и молот. Кухня — в молоте, столовые — в серпе, еда разъезжалась по ним на конвейере.
Фабрики-кухни должны были освободить женщин от «кухонного рабства». Символично, что самарская фабрика-кухня и построена архитекторкой Екатериной Максимовой из первого поколения российских женщин, получивших техническое образование (такая возможность появилась в 1906 году).
В 1944 году здание реконструировали в более классическом духе, лишив сплошного остекления, затратного для отопления. В 1990-е годы в памятнике конструктивизма поселились ночные клубы и ТЦ. А в 2008 московские девелоперы приготовились снести фабрику-кухню. Местные общественники и столичные эксперты бросились спасать здание. И победили. В 2022 году в отреставрирированной фабрике-кухне откроется филиал Третьяковской галереи.
Первая очередь самой длинной (более 5 километров) набережной в России. Отсюда в 1935 году унылые ряды складов и конюшен начали превращаться в гордость и украшение города. Теперь серый имперский гранит парапета соседствует с пляжем и ресторанами, открытыми сравнительно недавно.
Кстати, в нашем Гиде по Самаре есть отдельная прогулка по набережной с байками про призрак монаха и свадьбу Гурченко и Кобзона.
«Вот доберусь до Волги, а там и до Самары рукой подать», — вслух мечтал герой культового советского вестерна в промежутках между перестрелками с бандитом Абдуллой.
В 2012 году Сухов все-таки добрался до Самары: на новой набережной горожане установили его бронзовую статую, практически не отличимую от оригинала. Место установки выбрали неслучайно: неподалёку жил драматург Валентин Ежов — автор «Белого солнца пустыни». Теперь с Суховым все фотографируются.
Звучит странно, но в Самаре можно сфотографироваться со слоном. Самарский купец и художник Николай Головкин установил этих бетонных зверей перед своей дачей в начале XX века.
Сама дача на берегу Волги включена в список культурного наследия России. Она действительно впечатляет: формально это сооружение относится к стилю модерн, но напоминает скорее маленькую базу повстанцев из «Звёздных войн». Раньше слоны к тому же стояли ногами в бассейне, но на его восстановление пока что жалеет денег местный Водоканал, по иронии судьбы владеющий зданием. Само здание тоже сильно нуждается в реставрации, проект которой регулярно обсуждают в городе.
Пока до реставрации дело не дошло, попасть на территорию и обнять слона можно только с экскурсией. Впрочем, некоторым удаётся просто уговорить охрану.