Работа художника-монументалиста Василия Кирьянова на фасаде Дома профсоюзов Новосибирской области ожидаемо посвящена советским трудящимся. Здесь мозаика не просто украшает здание, но и служит ориентиром.
Герои панно — представители рабочего класса, крестьянства, науки и искусства. Обратите внимание на то, что строитель и колхозница стоят впереди учёного и девушки-музыканта. Это важный идеологический символ: главными в Стране Советов считались именно пролетарии, поэтому народная интеллигенция изображена за их спинами.
По традиции сельское хозяйство олицетворяет женщина с колосьями. Кстати, это не только советский символ плодородия — он характерен для многих мировых культур. Есть на панно также символы искусства (маска) и науки (атом — отсылка к работе Академгородка и Новосибирского завода химконцентратов).
Ранние советские мозаики чаще всего были посвящены историческим событиям: прославляли борцов за коммунизм. В Сквере Героев Революции находится одно из первых в городе монументальных панно такого типа. Его автор — художник Александр Чернобровцев, создавший эскиз в 1957 году, к 40-летию революции. Оно стало частью мемориала, созданного в том же году. Тогда в сквере перезахоронили останки некоторых большевистских деятелей, в честь которых названы улицы города (например, Серебренникова, Петухова, Горбаня).
Монтаж панно завершили 2 ноября 1960 года, после чего к автору пришла всесоюзная слава. Каменное панно изображает вступление Красной Армии в Ново-Николаевск. Солдаты и матросы, партизаны и деятели большевистского подполья (среди них немало женщин и пожилых людей) оплакивают павших и движутся вперёд, к победе коммунизма. Рядом с фигурами — строки стихотворений сибирского поэта Александра Смердова.
Ещё одно творение Василия Кирьянова украшает фасад бывшего ДК «Строитель», открытого в начале 1970-х годов. Правда, сегодня это «Сибирь-концерт», а большая часть мозаики скрыта за рекламным баннером: на виду осталось лишь несколько плит. Панно чуть вовсе не исчезло в 2010-х, когда ДК переименовали в концертно-театральный центр «Евразия». Внутри убрали витражи и мозаику ждала та же судьба, но за нее вступились деятели культуры (например, скульптор Зураб Церетели). В итоге в 2019 году работу Кирьянова признали объектом культурного наследия.
Эта мозаика — яркий пример соцреализма в монументальном творчестве. Автор изобразил этапы работы строителей, их технику и материалы. Особое место он отвёл знаковым зданиям Новосибирска, включая оперный театр. Мозаика воспевает основу жизни советских людей: созидательный труд. Поэтому она носит одновременно и тематический, и идеологический характер. При этом акцента на советскую атрибутику нет: герои панно сами символизируют новое общество.
Крупнейшая мозаика левого берега украшает фасад издательства «Советская Сибирь». Эта работа Владимира Сокола — самый яркий в Новосибирске пример слияния позднего соцреализма с сюжетами русского фольклора и античных мифов. Это признак кризиса идеологии и поиска новых смыслов в прошлом. В центре композиции — рабочий типографии с номером газеты «Советская Сибирь», а над его головой — названия других главных изданий страны.
Вокруг печатника — иллюстрации советских реалий: строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Саяно-Шушенской ГЭС, освоения космоса. При этом все образы связаны с мифами и сказками. Строительство ГЭС выглядит как работа в царстве Посейдона, горную промышленность символизирует греческий бог-кузнец Гефест, искусство — Орфей, а советская печать предстает в образе райской птицы Алконост, вестницы добра. Вообще, в этой мозаике множество символов разных отраслей и событий тех лет: наука, атомная промышленность, сохранение культурного наследия.
Перенесёмся к берегам Обского моря, к панно другой, более фольклорной стилистики. Мозаика художника Владимира Сокола «Покорители Оби» находится рядом с построенной в конце 1950-х годов Новосибирской ГЭС. Это памятник её создателям, в том числе погибшим в результате несчастных случаев.
Панно родилось в эпоху поиска новых идей и образов, поэтому на нём нет прямых советских символов. Его герои — обыкновенные советские трудящиеся в рабочей одежде (в том числе с фольклорными орнаментами, подчёркивающими народное, крестьянское происхождение и связь с прошлым).
В левой части мозаики — солнце. Это символ света и энергии ГЭС, а также просвещения и прогресса. За ним изображены рабочие, будто идущие в светлое будущее, а в правой части панно — итог их трудов: станция и её передовое оборудование. «Покорители Оби» — это образ людей, соединяющих воедино природу и производство.
В 2011 году обветшавшее за 40 лет панно реконструировали при поддержке «Русгидро».
Значительная часть произведений монументального искусства 1960-х годов посвящена науке, причем как современным её достижениям, так и учёным прошлого, приблизившим наступление советской эпохи. Одной из первых мозаик Новосибирска на эту тему стало панно в холле ГПНТБ — крупнейшей сибирской библиотеки, построенной в 1959-1965 годах.
Работа, автор которой неизвестен, состоит из портретов русских учёных и просветителей, выполненных в стиле соцреализма. Это образы сильных личностей, ускоряющих прогресс. Среди героев мозаики: создатель первой русской печатной книги Иван Фёдоров, учёный-энциклопедист Михаил Ломоносов, полярный исследователь Витус Беринг, просветительница Екатерина Дашкова. Образы дореволюционных деятелей здесь не противоречат идеологии: они подчёркивают преемственность отечественной науки и придают современному на тот момент помещению колорит старинного книгохранилища.
Витраж в вестибюле НГУ выполнен в средневековой европейской стилистике в память о первых университетах. 1970-е — время разрядки в Холодной войне, поэтому образы, связанные с единством советской и западной науки, тогда приветствовались.
Прямой идеологической символики здесь снова нет, зато много привычных для творчества Владимира Сокола фольклорных мотивов. Небесные светила — Солнце и Луна — живые, как их рисовали в средневековых книгах. Между изображениями небесных тел — образы советских учёных и студентов, а вокруг них — портреты европейских и русских учёных, рядом с которыми — фигуры мифологических существ и даже знаки Зодиака.
Общий вид витража напоминает старинный храм, что тоже символично: университет — храм науки. При этом наука прошла долгий путь развития от первых опытов Античности и Средневековья к расцвету в Новое время. Этой эволюции и посвящена работа.
Владимир Сокол украсил интерьер ещё одного учреждения Академгородка — Дома Учёных. В холле второго этажа — деревянное панно, посвящённое вкладу Сибири в науку и экономику. При этом Сибирь художник показал в образе молодой девушки, ставшей центральной фигурой панно (такая композиция берёт начало от традиций иконописи). Вокруг нее — богатства природы и фигуры учёных. Например, Михаила Ломоносова, который предсказал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном», то есть фактически предложил идею Северного морского пути.
Интересно, что Сокол изобразил на панно четырёхконечную звезду родом из раннего христианства. Дело в том, что в 1960-х годах, с началом освоения космоса, она стала означать путеводную звезду и часто фигурировала в монументальном искусстве. В правом углу деревянной мозаики — космический корабль Юрия Гагарина «Восток-1», оборудование для которого производили в том числе и в Сибири, на электровакуумном заводе НЭВЗ в Заельцовском районе Новоси
Самая масштабная работа Василия Кирьянова украшает Институт клинической и экспериментальной медицины. Это последнее монументальное панно Новосибирска в стиле соцреализм. Мастер трудился над ним 10 лет, до 1989 года.
Интересно, что мозаики выполнены по иконографическому канону, однако вместо святых мы видим портреты знаменитых медиков древности (Гиппократа, Галена), а также образы врачей и рядовых советских людей, изображённых в стилистике Античности и Возрождения. Они выглядят атлетами, для которых нет преград. Эта работа доказывает, что соцреализм (как, впрочем, и всё искусство ХХ века), несмотря на свою специфику, наследует античной и христианской культуре.
Вокруг фигур, символизирующих новые направления медицины, — результаты работы врачей: здоровые, активные советские люди покоряют космос и осваивают природу.
Если Вы посетите Дом культуры имени Валерия Чкалова, то в его холле увидите панно, которое создали скульптор Валерия Семёнова и художник Герман Черёмушкин. Мозаика из романтических 1960-х показывает освоение неба и космоса как русскую национальную идею: первый образ на ней — портрет Русского Икара, холопа Никиты, который, по преданию, совершил полёт на самодельных крыльях ещё во времена Ивана Грозного.
Дальше слева направо следуют изображения воздушных шаров, старинных самолётов, реактивных лайнеров и космических кораблей. Панно полно символизма: здесь и христианский образ матери с младенцем под мифологическим Древом Жизни, и космонавт в скафандре, украшенном традиционными русскими орнаментами, и сама Земля в виде клубка ниток. Это, конечно, образ путеводной нити из греческих мифов об Ариадне или из русских сказок о волшебном клубке. Панно символизирует важный и, возможно, даже спасительный путь людей из своей земной колыбели в будущее, к освоению новых миров.
Гигантское панно художника Якова Скрипкова находится в холле Дома учёных Сибирского отделения Академии сельскохозяйственных наук (в советские годы — ВАСХНИЛ). В отличие от многих мозаик 1970-1980-х годов, это каноническое произведение соцреализма. На фоне сдержанных пейзажей изображены трудящиеся: строители, железнодорожники (всё тот же БАМ — главная стройка эпохи), лесники, аграрии и учёные. Еще здесь изображены жилые дома Краснообска и эксперименты в полях.
Однако и на этой мозаике есть уникальная деталь: три колхозницы со снопами напоминают мифических существ с картины «Весна» итальянского художника эпохи Возрождения Боттичелли. Это и очередной пример наследования художественных традиций, и личное пристрастие художника: Скрипков написал ряд картин на итальянскую тематику.
Мозаика на стене жилого дома в Калининском районе, недалеко от предприятия атомной промышленности НЗХК. Вновь природа изображена как женщина: её волосы выполнены в виде колосьев, а на шее — ожерелье с украшением в форме атома. Героиня смотрит на слияние двух таёжных рек, по которым идёт скоростной корабль на подводных крыльях. Это Обь и Томь, соединяющие два региона с развитой атомной промышленностью: Новосибирскую и Томскую области.
Это мозаика показывает отношение к природе в позднесоветский период, которое было трепетным и эстетичным, как к матери или возлюбленной. Это резко отличается от идей сталинской или хрущёвской эпохи, когда провозглашали стремление не ждать милости от окружающей среды, а взять всё необходимое силой. В 1970-1980-х годах подход изменился: стали уделять больше внимания проблемам экологии, сохранения природного и исторического наследия. Кстати, в эти годы появились произведения вроде «Прощания с Матёрой» Валентина Распутина.
Несмотря на то что в 1970-х годах художники-соцреалисты активно использовали новые, неканонические образы, соцреализм сохранял свои позиции, особенно в области мемориального искусства. 1970 год стал одним из последних периодов идеологической активности, и тогда она была связана со столетием со дня рождения Ленина. Ильичу и его деятельности посвящали множество памятников (включая мемориал на площади Ленина в Новосибирске).
В 1967 году, в год юбилея Октября, начали строительство жилого дома на улице Петухова, которое завершили к юбилею вождя. Подарком жителям стал тематический мурал, или изображение на стене. На фоне цифр 1917 видны три фигуры: рабочий, боец-красногвардеец и матрос. Может возникнуть вопрос: а где же образ крестьянина, ведь власть считалась рабоче-крестьянской? Ответ символичен: крестьянин — это и есть солдат, ведь армия времён Первой Мировой войны и революции состояла в основном из сельских жителей.
К столетнему юбилею вождя мирового пролетариата его образы часто увековечивали своими силами коллективы различных предприятий. Интересный (хотя и ныне полуразрушенный) образец можно обнаружить недалеко от Новосибирской ГЭС, на предприятии «Строймашавтоматизация». Панно-портрет Ленина украшает доску почёта, и это важный символ: советские люди должны трудиться так, чтобы быть достойными имени и дела вождя. Поэтому именно его изображение наносили на доски почёта и грамоты, которые вручали передовикам производства.
Особенность этого панно в том, что оно выполнено в старинном стиле флорентийской мозаики с качественным художественным подходом. К сожалению, работа не выдержала испытания временем.
Ещё один осколок советской эпохи на стене жилой пятиэтажки — изображение, выполненное в старинной итальянской технике двухцветного рисунка: сграффито. Это классическое (хотя и не монументальное, то есть не занимающее всю стену) произведение романтического соцреализма 1960-х годов. Эту эпоху считают последним всплеском популярности коммунистических идей, которую подкрепляли успехи СССР в космосе. Поэтому неудивительно, что советские герои здесь — это космонавты: Юрий Гагарин указывает Валентине Терешковой путь к звёздам.
Это изображение носит не только мемориальный (память о полётах в космос 1961 и 1963 годов), но и прикладной характер. В эпоху борьбы с излишествами в архитектуре здания строили однообразными, и Дом с космонавтами стал ориентиром в новом микрорайоне.
Новосибирское метро одно из самых молодых в стране: его открыли в январе 1986 года. При этом единственный по эту сторону Уральских гор советский метрополитен кажется довольно блеклым, особенно в сравнении с московским. Однако и в Новосибирской подземке есть символика, связанная с культурными трендами позднесоветской эпохи.
Станцию «Речной вокзал» украшают витражи небезызвестного новосибирского художника Владимира Сокола. Композиция «Города Сибири» включает образы достопримечательностей тех городов, до которых из Новосибирска можно добраться по рекам. Однако и здесь проявилась любовь Сокола к историческим и фольклорным мотивам: один из населенных пунктов давно исчез. Это легендарная Мангазея, некогда главный торговый город на севере Сибири, основанный в 1601 году.
Интересно, что на витражах — только один советский символ: серп и молот на изображении стелы «От борющихся павшим борцам за социализм» в Барнауле.
В конце 1985 года своды станции «Площадь Ленина» украсили каменные панно, созданные по проекту московского художника Андрея Кузнецова. Они посвящены революции 1917 года и современной советской Москве. На первой мозаике запечатлён символ Новосибирска с его герба советских времён — факел революции.
Эта работа стала одним из последних идеологизированных панно в городе. В том же 1985 году станцию «Студенческая» украсили двумя мозаиками, которые символизируют технические и гуманитарные науки.
Последний (и во многом искусственный) подъём классической советской идеологии пришёлся на конец 1970-х годов, когда была принята брежневская Конституция, или так называемая Конституция развитого социализма. Сам этот термин говорит о том, что в скорое построение коммунизма уже не верили.
Именно Конституции, а также 60-летию Октября посвящено монументальное панно в Искитиме, выполненное коллективом авторов на стенах строительно-монтажного техникума. Композиция разделена на две части: прошлое и настоящее страны. Историческое панно посвящено революции, индустриализации и Великой Отечественной войне: в центре — фигуры красногвардейца, рабочего и бойца Советской армии 1941-1945 годов. Они попирают символику царизма и нацизма. Панно о настоящем посвящено рабочему, который стоит в центре как основа советского общества, колхознице (традиционно женский образ сельского хозяйства) и космонавту.
В годы перестройки мозаичные традиции не были прерваны, однако распространение получил абстрактный стиль без чётких образов и посылов. Пример тому — мозаика на стене детско-юношеской спортивной школы в центре Бердска.
Чтобы понять смысл этого панно, проведем небольшое историческое расследование. Итак, на первый взгляд это стилизованное изображение цветка как символа новой жизни и процветания. Семь лепестков оборваны — явная отсылка к произведению Валентина Катаева о волшебном цветике-семицветике, который исполняет желания. Но что могло исполнять желания юных бердчан? Разгадка — в самой сердцевине цветка, где изображён логотип радиозавода «Вега», одного из градообразующих предприятий. Завод был основан в 1946 году, а в 1985-м получил своё название. Таким образом, панно — это подарок к 40-летию завода и благодарность жителей за его вклад в развитие Бердска.
Последняя советская мозаика на стене жилого дома в Новосибирске — символ строительной эпопеи конца 1980-х — начала 1990-х, когда на обоих берегах Оби возводили МЖК: молодёжные жилищные комплексы. Согласно задумке, семьи работников предприятий могли лично участвовать в строительстве, а затем без очереди получать квартиры. На левом берегу МЖК создал завод «Сибсельмаш» — так родился микрорайон Горский.
Изображение семьи, где отец и мать поддерживают крышу над головой малыша — символ советской молодёжной политики и строительства будущего. Ирония в том, что дом был сдан в 1991 году, когда будущее уже казалось противоречивым. Тогда в истории советской мозаики Новосибирска была поставлена точка. Однако об этом формате вспомнили уже в новое время: в 2010-х в центре города (напротив дома на Красном проспекте, 11) и на станции метро «Маршала Покрышкина» появились мозаики и витражи в честь лётчика.